Возможно ли эффективно управлять сотрудниками, если вы дружите с ними?
Этот вопрос часто волнует начинающих руководителей: стоит ли поддерживать дружеские отношения с коллегами или лучше держать дистанцию? С одной стороны, хочется быть дружелюбным и создать теплую атмосферу в команде. С другой стороны работу тоже нужно работать.
Часто люди думают, что существуют только 2 крайности:
1. Жесткий руководитель
«Если я буду со всеми дружить, то никто не будет делать работу»
2. Мягкий «Если я не буду со всеми дружить, то они будут думать, что я злой и уйдут»
А как на самом деле?
У каждого в команде есть своя роль.
У вас, как у руководителя, есть цель - вы лидер. Вам не обязательно всем нравиться, но это не мешает вам искренне вовлекаться и заботиться о сотрудниках вашей команды. Так вы сможете поддерживать групповую динамику и атмосферу в команде.
Если вы начинающий руководитель и думаете об этом - это уже круто.
В чём польза дружбы с коллегами? Хорошие отношения - это дополнительная мотивация. Так легче достигать общих целей и не зарываться в работе. В конце концов, приятнее возвращаться на работу к друзьями, а не просто к коллегам.
А какие риски? Часто дружба приводит к конфликту интересов - например, когда сотрудник ожидает иного к себе отношения. Тогда руководителю становится сложнее давать обратную связь или требовать определённых результатов.
У слишком жёстких руководителей может быть другая проблема - когда сотрудники, которым важна свобода, теряют мотивацию и уходят. Именно поэтому важно соблюдать баланс.
Как улучшить отношения с коллегами?
1. Сначала определите личные границы - и ваши, и сотрудников Понятие дружбы может быть у всех разное - поэтому круто сначала понять, а какое оно у вас? А у ваших коллег? Постарайтесь учитывать эти особенности в общении. При этом оно может быть и односторонним: кто-то хочет делиться вообще всем, а кто-то, наоборот, рассказывать о личной жизни поверхностно.
2. Проявляйте интерес к жизни сотрудников Уточняйте, как они себя чувствуют и что их беспокоит. Постарайтесь учитывать контекст их личной жизни, который может влиять на работу. Например, если у вашего коллеги недавно случились неприятные события, возможно, его работоспособность сейчас будет чуть ниже.
3. Разделяйте личное и рабочее Даже если вы уже подружились с кем-то, договоритесь не пускать личные отношения в рабочие процессы и соблюдать дистанцию. Так получится и работу работать, и чувствовать себя одной командой.
4. Проводите вместе время Организовывайте неформальные встречи с командой, на которых можно поговорить о чём-то кроме работы - это могут быть совместные тренировки, поездки или походы в бар. Такие встречи помогают построить доверительные отношения